Великая Отечественная война глазами ребенка (продолжение)

Война продолжается. А мы все дальше и дальше «путешествуем» в тыл страны, останавливаясь на короткое время в разных пунктах. Было много разных событий, которые оставляли свой след в наших детских сердцах, был холод и голод. Мама выменяла на продукты свои вышитые ею же украинские сорочки, свои любимые, подаренные ей бабушкой золотые сережки и обручальное кольцо.

В Аджигабуле (Азербайджан) нашим жильем была теплушка с нарами, в которой мы ехали. Ее поставили в тупик на рельсы. Там мы и жили. Обогревались с помощью «буржуйки».

Помню, недалеко от теплушки невысокую гору. Между теплушкой и этой горой — широкая долина, залитая красным цветом. Это цвели тюльпаны, громадное море ярко-красных тюльпанов. Была весна. С наступлением лета пришла беда. Рядом были болота и над ними полчища комаров, сильная жара. Многие дети заболели малярией, в том числе и я. Не хватало лекарств и врачей. Некоторые из эвакуированных детей умерли и навсегда остались лежать в чужой земле. Мы увидели настоящее горе очень близко. Я выжила чудом, благодаря своей маме, которая не отходила от меня ни на секунду, пока я болела малярией. Во время болезни был сильный жар и трясла лихорадка приступами, ничего не могла есть. Мама насильно маленькой ложкой проталкивала еду мне в рот.

Осенью моя старшая сестричка пошла в азербайджанскую школу, благо что ее учительница знала русский язык и очень ей помогала в учебе.

Много добрых людей встречалось нам в нашем нелегком путешествии.

Когда наступила зима, мы постоянно слышали вой шакалов в горах по ночам. Это было необычно для нас, детей, и очень страшно.

1943 год.

Шел 1943 год. Наши войска победоносно шли на запад, освобождая оккупированные города и села. И наше вынужденное «путешествие» продолжалось, но уже в обратном направлении, к дому. У всех детей было радостное настроение, ведь мы не до конца понимали весь трагизм нашего положения и, слава Богу. Но наши мамы видели и понимали все очень хорошо, переживая и за нас, и за наших отцов, многие из которых так никогда и не вернулись домой с этой ужасной войны.

Мы снова оказались в Сальске. Воздушные тревоги были, но уже не так часто. Поселили нас в маленькой комнатушке с печным отоплением на первом этаже двухэтажного дома. Нам, детям, нетрудно было сразу оказаться в широком, заросшем спорышом, дворе. Мы баловались, кувыркались в траве вместе с дворовым псом Шариком. Ведь нам так хотелось радости. Во дворе росла большая шелковица, на горизонтальной ветке которой мы качались, как на качелях. Появилось мороженое, две круглые вафельки, а внутри — вкуснота. Где его раздобыла наша мама, мы тогда себе и не представляли. Но более вкусного мороженого я больше не ела никогда.

Осенью я в этом городе пошла в первый класс в железнодорожную школу. Одно ее крыло было разрушено снарядом, а в другом мы учились. Первая моя учительница, Наталья Ивановна (я по сей день помню ее имя и отчество), была редчайшей доброты человек. Глядя на нас, таких маленьких, худых, но очень любознательных и нетерпеливых, она часто плакала, очень жалела и любила нас, мы это чувствовали. В школе практически не было отопления и ведя урок, в холодное время, она укутывала нас во все свои одежки. У нее был большой пушистый платок, которым она нас грела, кофта вязанная — все это она отдавала нам.

Недалеко от нашей школы была еще одна школа — городская, в которой на это время был расположен военный госпиталь. Подход к госпиталю был по траншеям. Мы, дети, вместе с нашей учительницей подготовили концерт для раненых. Наши мамы для них организовали маленькие подарки. Время было после дождя, мы в госпиталь шли по траншеям и перемазались в грязь все. Но нас приняли наши солдаты на «ура». Им понравился наш маленький импровизированный концерт. Помню, меня поставили на стул и я читала стишок, а потом пела «Землянку».

Хотя я была еще маленькой девочкой в эти тяжелые для всей нашей страны годы, помню эти все события очень хорошо и никогда не забуду. Было тяжело всем нашим людям тогда, но они были сплоченными в этой большой беде, помогали друг другу выживать, сочувствовали, любили и ценили друг друга. В нашем длинном путешествии нам повстречалось очень много добрых, отзывчивых людей. Дай, Боже, нам сегодняшним, быть всем такими, не дожидаясь беды, а просто, потому что мы люди и должны научиться любить друг друга так, как любит нас всех наш Великий Небесный Отец.

Источник: Ольга Джугань